Федеральные программы помогут в обеспечении российских фермеров автотранспортом

  13/07/2017 11:55

Особенности государственной программы и её непосредственное влияние на сельскохозяйственную отрасль

Если рассмотреть успехи агропромышленного сектора за прошлый год, а также сравнить данные показатели с динамикой розничных цен и прогнозами на текущий сезон, становится очевидно, что развитие сельского хозяйства – это не только интенсификация непосредственного землепользования, но и выстраивание логистических связей, строительство хранилищ для урожая, обеспечение рынков сбыта. Всё это крайне сложные задачи, для решения которых требуется крупномасштабное финансирование. При этом сроки реализации вышеперечисленных проектов всё равно превышают несколько лет, а товарная продукция необходима уже сегодня. Если не воспользоваться сложившейся рыночной конъюнктурой, то уже в ближайшие год-два сбыт снова будет перекрыт зарубежными поставщиками, способными обеспечить круглогодичное и бесперебойное снабжение торговых сетей.

В этих условиях государство решило не распылять ограниченные ресурсы по всем направлениям, что имело бы крайне низкую, «околонулевую» эффективность, а сконцентрировать внимание на поэтапном стимулировании аграриев, начиная от выращивания определённых культур, их транспортировке, хранения и переработки. Так, уже с 1 июля стартовала программа, инициированная Минпромторгом, направленная на компенсирование фермерским хозяйствам части затрат на приобретение грузовой техники, выпущенной в России. Если принять во внимание тот факт, что цена автотранспорта в этом случае снизится на 12,5%, то перспективы у данной программы весьма радужные.

Принимая во внимание изношенность основных транспортных фондов в стране, рост стоимости зарубежных аналогов и их фактическую недоступность при совокупном отсутствии в сельской местности специализированного сервиса, принимаемые меры кажутся весьма своевременными. При этом стоит упомянуть и о том, что наиболее сложная ситуация с коммерческим автотранспортом складывается именно в аграрном секторе, поскольку ввиду отсутствия должного объёма оборотных средств, именно здесь сконцентрирован весь морально и физически устаревший парк техники.

Одновременно стартуют сразу несколько программ, которые нацелены скорее на поддержку отечественного автопрома, нежели сельского хозяйства и рынка коммерческих перевозок, тем не менее, такие направления как «Русский фермер», «Свое дело», а также «Русский тягач» могут оказать непосредственное влияние на российский рынок грузоперевозок. Как сообщается, совокупный объём выделяемых средств составит 7,5 млрд. руб., что позволяет говорить о сроках действия, как минимум, не менее года. При этом реализация проекта основывается на субсидировании кредитных и лизинговых схем.

Актуальность программ подтверждается и данными Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств, согласно которому за последние два года существенно возросло число регистраций последних. Ключевым же вопросом остаётся эффективность и целевой таргетинг мер поддержки, поскольку транспортная составляющая в АПК не является основным приоритетом.

Проблемы аграриев и возлагаемые на них надежды

Как неоднократно декларировалось официальными лицами, в последние несколько лет сельскохозяйственный сектор в России переживает небывалый подъём. При этом подробное рассмотрение отдельных показателей свидетельствует скорее об использовании имеющегося потенциала, нежели о серьёзном качественном сдвиге в данной сфере. Действительно, АПК – это отрасль, в которой сроки окупаемости могут превышать десятилетие, поэтому сегодняшний рост – вовсе не показатель эффективности программы импортозамещения, а лишь следствие удачно сложившейся среднесрочной конъюнктуры, когда потребность в отечественной продукции совпала с ростом урожайности, обусловленной благоприятными погодными условиями.

А вот с дальнейшими темпами роста всё может оказаться совсем не так радужно, поскольку материальных ресурсов для этого попросту нет, и выражается это вовсе не в нехватке посевных площадей, благо в этом в России проблемы никогда не было, а в отсутствии или изношенности транспортной инфраструктуры, хранилищ и переработки. Только при решении этих проблем можно на равных конкурировать с зарубежными поставщиками. Тем не менее, данный факт не помешал министру сельского хозяйства Александру Ткачеву сделать заявление о том, что Россия уже через 5-7 лет может полностью отказаться от импортного продовольствия. Заявление, конечно, смелое, но объективных причин для этого у министра не было.

Исходя из вышеизложенной ситуации, становится очевидно, что у российских аграриев попросту нет средств для крупномасштабного обновления парка техники. Более того, Рамиль Хайруллин — руководитель отделения МОО «Федерации автовладельцев России» заявил, что предполагаемая скидка вряд ли окажет существенное влияние на доступность автомобильной техники. Он также выразил опасения по поводу того, что вышеназванная субсидия попросту будет заложена в стоимости автомобилей под тем или иным предлогом, как это уже было с первым этапом программы утилизации.

Что касается такого аспекта, как распространение программы исключительно на продукцию отечественного автопрома, то для российского сельскохозяйственного сектора это является излишним, поскольку зарубежная техника стала практически недоступной ввиду роста стоимости, а необходимый квалифицированный сервис всегда был слабым местом удалённых от центра районов.

Далее, следующим немаловажным моментом является то, что непосредственно автомобильный транспорт, даже грузовой, можно назвать основным производственным фондом лишь с натяжкой, поскольку фермерам гораздо важнее приобретать специализированную обрабатывающую техники. Грузовики же работают здесь на коротком плече, что делает использование устаревших моделей вполне приемлемым, так как вопросы надёжности при небольших расстояниях между целевыми точками не являются определяющими.

Если говорить простым языком, то сельскому хозяйству гораздо важнее получить субсидии на приобретение комбайнов, тракторов, поливочных машин, чем на покупку грузовиков, поскольку каналы прямой реализации фермерской продукции в стране развиты крайне слабо, то есть необходимость в дальней транспортировке практически отсутствует.

Можно предположить, что реализуемые программы окажут положительный эффект на обновление транспортной составляющей сельскохозяйственной отрасли, однако целью данных проектов является всё же поддержка автопрома, так что значимого эффекта для АПК ожидать не приходится.

Источник: agropages.ru

68
 
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают