Обычно говорят: «Наши деды и прадеды…» когда хотят упомянуть о чем-то устоявшемся и привычном в укладе жизни. Наши деды и прадеды, кто работал на земле, заботился о ниве, перед уборкой урожая вечером смотрели на закат и по народным приметам гадали о погоде, которая придет завтра: «Польет, не польет?.... Зайдем на поле?......»
Сегодня массивы накопленных данных о погоде, статистика, современные вычислительные системы призваны снять необходимость гадания о погоде, однако на практике… стремительно меняющийся климат планеты перечеркивает все давние дедовские приметы и накопленную статистику. Там где еще вчера был резко континентальный климат, все чаще наблюдаются тропические ливни. Растениеводам в таких условиях необходимо задумываться о вероятностных рисках в новой реальности. Устранить зависимость от капризов погоды, иметь возможность зайти уборочной технике на поле и при этом не повредить плодородный слой почвы когда грунт переувлажнен поможет новый тип движителей – гусеничные системы.
Имея в арсенале комплект гусеничных систем на уборочную технику растениевод снимает со своего бизнеса риски потерь при уборке урожая обусловленные неблагоприятными погодными условиями. 3-4 часа достаточное время для оперативной замены колеса на гусеничный ход. При таких нормативах не нужно гадать вечером о погоде по закату и обновлять метеосводки: «Матч состоится в любую погоду!»
Что же делает трак систему эффективной?. Причина – увеличенная площадь контакта движителя с поверхностью в отличие от колеса. По своей сути идеально катящееся колесо, с точки зрения математической модели, это не деформированная окружность катящаяся по ровной линии (касательной к окружности). Площадь точки их соприкосновения математически стремится к нулю. В реальной жизни модель остается идеальной если эта точка соприкосновения две шестерни которые имеют абсолютное сцепление. Но колесо трактора на почве уже «другая история». Появляются реальные вопросы к тяговому усилию, проходимости, давлению в шине, качеству и геометрии протектора, площади контакта с грунтом. Практика обнажает всю противоречивость свойств колеса:
-минимальное давление колеса обеспечит увеличение поверхности соприкосновения, уменьшит давление на грунт, сбережет плодородный слой, но лишится «наката» и не сможет передавать требуемое для с/х техники тяговое усилие по причине деформации и перегрева резины. Такие колеса называют пневматиками низкого давления.
-максимальное давление уменьшает площадь соприкосновения с поверхностью для уменьшения сопротивления качению, увеличивает передачу тягового усилия от двигателя на грунт, но колесо продавливает и деформирует почву , создает колею, утрамбовывает плодородный слой. В переувлажненном мягком грунте пробуксовывает.
Гусеница по своим свойствам – это жесткое колесо с максимальной площадью соприкосновения объединила положительные свойства двух крайних вариантов использования пневматического колеса. Отсюда вытекают все положительные свойства гусеничного хода. Вот цифры главных преимуществ которые получает аграрий при переходе с колеса на гусеничную трак систему:
- Увеличение сцепления с почвой в 3 раза
-Увеличение тягового усилия техники на 100л.с.
-Увеличение урожайности выращиваемых культур за счет снижения давления на почву в 2,5-8 раз. и за счет уменьшения площади уплотнения почвы на 43% ( в сравнении со спарками, при равном тяговом усилии)
-Уменьшение расхода топлива на 25-28% за счет постоянной работы техники на низких оборотах и снижения операций по почвообработке.
(цифры приведены на основании данных, полученных от итальянского производителя гусеничного хода компании «PoluzziTrackSystem»)
Трак системы, аккумулируют положительные свойства колеса, но не приобретают отрицательных свойств классического гусеничного хода. Движение в повороте проходит с постоянной положительной трансмиссией без фрикционной составляющей, обеспечивая постоянную тягу и бережное отношение к плодородному слою.
Гусеничные системы сегодня должны быть в арсенале каждого растениеводческого хозяйства. Собственнику аграрного бизнеса они дадут возможность поставить правильную запятую в заголовке этого текста.