Рынок хлебобулочных изделий в России демонстрирует рост и нарастающую конкуренцию, при этом удерживая цены ниже уровня инфляции. Тем не менее, возникает ряд проблем в сегменте ржаного хлеба. Президент Российской гильдии пекарей и кондитеров, Юрий Кацнельсон, сообщил «Московской газете», что объем рынка хлебобулочных изделий в России стабильно составляет около 11 млн тонн в год, хотя данные могут быть занижены, так как Росстат не учитывает мелкие производства – таким образом фактический объем может достигать 13-13,5 млн тонн. 2023 год стал переломным, поскольку рынок в денежном выражении превысил 1 трлн рублей, и к концу 2024 года ожидается, что объем достигнет 1 трлн 80 млрд рублей, что свидетельствует о ежегодном росте на 4-5%.
Сектор хлебопечения характеризуется преобладанием малого и микробизнеса, составляющего 99% рынка, в то время как индустриальное хлебопечение занимает лишь 1%. Число пекарен в стране растет, однако их все же недостаточно – на 10 тыс. населения приходится лишь 1,2 пекарни, тогда как в Западной Европе этот показатель достигает 3,4. Для достижения хотя бы уровня 2 в России необходимо в 1,5-2 раза увеличить количество пекарен, особенно в сельских районах. В связи с этим Гильдия пекарей и Минсельхоз совместно запустили проект «Сельское хлебопечение» для улучшения ситуации в сельской местности.
Спрос на хлебную продукцию, в том числе ржаной хлеб, в России не уменьшился. Несмотря на расширяющийся ассортимент, определенные технологические преграды и квалификационная нехватка работников мешают появлению ряда традиционных видов хлеба. За первое полугодие 2024 года инфляция составила около 8%, тогда как цены на хлебобулочные изделия выросли на 5-6%, демонстрируя гибкость ценообразования.
Популярность ржаного хлеба остается стабильной, но его рост не заметен. Основные причины включают узкий ассортимент видов ржаного хлеба и ограниченный выбор ржаной муки. В России отсутствует программа популяризации ржаной муки, что контрастирует с Финляндией, где действует государственная программа по развитию ржи, что значительно повысило потребление этого хлеба. Урожайность ржи в России может быть высокой, но для ее развития необходимо государственное внимание.
Ситуация с рожью осложняется еще и тем, что объем посевов сокращается ежегодно. В 2023 году цены на рожь на внутреннем рынке оказались ниже себестоимости ее производства, что делает ее выращивание экономически невыгодным. Цены на ржаной хлеб в магазинах не связаны напрямую с ценами на сельскохозяйственное сырье. Несмотря на то, что ржаной хлеб считается национальным продуктом и имеет диетические преимущества, его производство становится все менее рентабельным.
Проблемы схожи с ситуацией на рынке растительных масел, где защита внутренних цен посредством пошлин ведет к нежелательным последствиям. В 2024 году объем посевов подсолнечника и масличных культур сократился, что в будущем может привести к дефициту и росту цен. Подобная участь может постигнуть и рынок ржаного хлеба, и его нехватка на прилавках может возникнуть уже в этом году, с перспективой роста цен до нормализации ситуации к 2025 году, при условии рыночного ценообразования.
Любой здравомыслящий аграрий следит за маржинальностью своего бизнеса и старается сеять культуры, которые принесут прибыль после уборочной кампании. Но, цены на мировых рынках структура достаточно динамично меняющаяся, особенно в нынешнее время, когда велико влияние макроэкономических факторов. И во время уборочной кампании уже не получится изменить культуру, которую ты посеял на более маржинальную, если цены вдруг изменятся. Так же, не стоит забывать, что разная культура требуется разное оборудования для высева и уборки, а содержать универсальный парк, в наше время, может позволить себе далеко не каждый, да и нет в этом большого смысла.
Но, всегда лучше, если оборудование универсально по своему функционалу и одинаково эффективно справляется с любым типом культур. Как, например, стационарные зерносушилки STRAHL, способные одинаково эффективно сушить любую сельскохозяйственную культуру, будь то пшеница, кукуруза или рис. Множество рецептов, предустановленных сразу с завода, позволят найти подходящий под ваш запрос, либо же составить новый, индивидуально под ваши нужды.
В текущих реалиях очень важно адаптироваться под постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса и проявлять гибкость в принятии стратегических решений.