В последнее время на международных, а также на российских рынках наблюдается явная тенденция к заботе о плодородном слое почвы. Это привело к снижению уплотнения и разрушения её структуры, что, в свою очередь, значительно увеличило спрос на гусеничные тракторы и полугусеничные системы.
Гусеничный ход обладает рядом очевидных преимуществ по сравнению с колесными системами, таких как:
- минимальная пробуксовка даже в сложных условиях, благодаря большому контакту с землёй;
- возможность выполнения весенних и осенних полевых работ независимо от погодных условий;
- способность гусеничного хода эффективно гасить колебания от неоднородностей в почве.
Существуют также проблемы с сцеплением колесных тракторов, особенно когда речь идет о высоких тяговых усилиях. Поэтому многие фермеры используют системы сдвоенной или строенной установки пневматических шин, что частично решает проблему с тяговым коэффициентом полезного действия, но при этом делает невозможным передвижение таких тракторов по общественным дорогам из-за превышения допустимых размеров. Поэтому гусеничные тракторы и полугусеничные системы становятся популярными среди фермеров в Южном и Сибирском федеральных округах, таких как Краснодарский, Ставропольский, Ростовский, Красноярский и Алтайский края.
Что касается стоимости, гусеничные тракторы дороже своих колесных аналогов на 40-70 тысяч евро, однако это вполне оправданно, учитывая их преимущества. Гусеничные системы также подходят для менее энергоемких работ, таких как обработка садов и виноградников, где требуется узкая колея от 400 до 600 мм. Стандартные траки же имеют ширину от 600 до 900 мм и подходят для более тяжелых задач, включая обработку почвы, планировку и лесные работы.
На рынке доступны гусеничные тракторы средней мощности от производителей, таких как DEUTZ-FAHR, Landini и YTO, а также высокой мощности от John Deere, Case и Challenger. Большие гусеничные тракторы, как правило, ориентированы на рынки Северной Америки, но также имеют своё место в Западной Европе, а также в странах с большими площадями обработанных земель, таких как Казахстан и Россия.
Специалисты прогнозируют, что спрос на мощные гусеничные тракторы будет расти, даже несмотря на нестабильную ситуацию на рынке, как в России, так и за её пределами, особенно там, где есть высокая потребность в энергоемких машинах. В настоящее время Россия не может похвастаться наличием мощных отечественных брендов среди гусеничных тракторов, за исключением модели АГРОМАШ 315 ТГ, которая уступает иностранным аналогам как по техническим, так и функциональным характеристикам. Однако существует возможность переоборудования мощных колесных тракторов в гусеничные с помощью оборудования марки Sabatino, которое придаёт уникальность и экономит средства на покупку новых гусеничных тракторов. Практичность и универсальность этих систем уже признаны в Европе, в то время как российские аграрии только начинают осваивать потенциал итальянских решений от Sabatino.