Для того, чтобы навесная дорожная фреза работала максимально эффективно и экономически выгодно, нужно учитывать следующие факторы. Попробуем разложить особенности навесных асфальтовых фрез по условным требованиям, предъявляемым к любым работам - быстро, качественно, недорого.
Факторы, влияющие на “быстро”.
Адекватная ширина фрезерного барабана позволит сделать работы за один проход. Таким образом, уже видна существенная экономия времени, и, соответственно, топлива и человеческих ресурсов.
Диаметр барабана и его вес позволят фрезеровать быстрее за счет большей инерции.
Скорость вращения барабана. При слишком высокой скорости вращения асфальт будет не крошиться, а стираться, что замедлит работу. А при очень высоких скоростях асфальт начнет плавиться, и получаемая крошка станет непригодной для повторного использования.
Расположение и количество зубьев, конечно, влияет, на скорость работы. Количество зубьев должно быть адекватным ширине барабана, а их расположение должно быть спиральным.
Скорость позиционирования дорожной фрезы также является важным фактором. Если для механических фрез, расположенных на задней навеске трактора (например, МТЗ 82.1) данная скорость невысока (тракторист задним ходом подгадывает, чтобы расположить фрезу над дорожной картой), то для небольших самоходных, а также навесных фрез на мини-погрузчик, особенно с гидравлическим боковым сдвигом, позиционирование не занимает много времени.
Эргономика управления, разумеется, вносит весомый вклад – когда трактористу приходится постоянно крутить головой (фреза же сзади!), скорость работ падает. Такой проблемы лишены фрезы, установленные на мини-погрузчиках и, отчасти, на экскаваторах-погрузчиках.
Есть еще другие факторы, но они больше влияют на дальнейшие критерии.
Факторы, влияющие на “качественно”.
Количество зубьев и их расположение на фрезерном барабане позволяет получать поверхность с равномерными канавками, что улучшает адгезию нового асфальта.
Стабильная скорость вращения барабана, стабильная скорость движения транспорта-носителя также важны.
Хорошая обзорность – важнейший фактор качества, но для тракторных фрез приходится мириться с невозможностью этого.
Фрезы на мини-погрузчиках лишены этой проблемы – все процессы происходят на виду оператора, фреза оснащена всеми шкалами, позволяющими работать практически прецизионно.
Возможность точного позиционирования и репозиционирования также фактор качества.
Факторы, влияющие на экономику процесса (“недорого”).
Ямочный ремонт не сулит золотые горы компании-подрядчику на первый взгляд. Тарифы за выполненные работы растут крайне медленно, тогда как сырье и оборудование дорожает гораздо быстрее. Остается оптимизировать расходы, не в ущерб качеству. С такой позиции, на первый взгляд кажется, что надо выбирать дорожную фрезу как можно дешевле. Разница в цене между фрезами с одинаковой шириной прохода может достигать 100%, но это разные фрезы.
Экономика ямочного ремонта включает не только первоначальные вложения на фрезу, но и получаемую прибыль с каждой выполненной работы, а также расходы на топливо носителя фрезы и зарплату оператора. И вот тут навесные гидравлические фрезы на мини-погрузчиках лидируют с явным отрывом – расход топлива в час ниже в два раза, а эффективность работы несопоставимо выше – точно оценить невозможно, но важно то, что компании, которые уже пользуются навесными гидравлическими фрезами для мини-погрузчиков, более не покупают в парк техники механических фрез, а только расширяют или обновляют парк гидравлических единиц. Ввоз фрез CMCrusher, Simex, Gordini, Bobcat только растет.
Также увеличивается количество мини-погрузчиков в России – как импортного, так и отечественного производства.
Поэтому можно делать вывод – правило “быстро, качественно, недорого” для сферы услуг в России действует.