ЗАО «ЧелябКранСбыт», золотой юбилей ДЭК-251

  27/01/2021 09:05

В далеком 1970 году на Челябинском механическом заводе на основе конструкции крана ДЭК‑25Г* был открыт проект по созданию новой модели гусеничного крана. Основная идея – адаптация крана к ведению монтажных работ при сохранении возможности работы грейфером.

Опытный образец нового крана испытан в мае 1970 года, а на основе последующих испытаний и получения разрешения, ДЭК-251 в январе 1971 года запущен в серийное производство. Уже в феврале было сдано 11 новых машин, новая модель получила название ДЭК-251. В цифровую часть модели после значения грузоподъемности был введен номер модели, т. е. ДЭК‑251 – это дизель-электрический кран грузоподъемностью 25 тонн, 1-я модель. Была изменена конструкция портала и механизма поворота платформы, ввели современный ограничитель грузового момента ОГП‑1. Механизм поворота платформы выполнили с использованием стандартизованного цилиндрического редуктора РМ‑350. Кран оснащался стрелой с Г-образным оголовком. За счет двух 5-метровых вставок и одной вставки длиной 8,75 метров основную 14-метровую стрелу можно было удлинить до 19,0; 22,75; 24,0; 27,75 и 32,75 м. Все стрелы можно было доукомплектовать жестким 5-метровым гуськом. Это увеличивало подстреловое пространство и дало возможность использовать возможности двухбарабанной лебедки. Кран с гуськом оснащался основной и вспомогательной крюковыми обоймами.

Появившись в 1971 году, гусеничный кран ДЭК‑251 сразу же был удостоен Государственного Знака качества. С тех пор началась легендарная история эпохи ЧМЗ как ведущего производителя гусеничных кранов, а ДЭК-251 стал основой для всех последующих моделей кранов на гусеничном шасси.

За всё время, несмотря на вносимые конструктивные изменения, для основной продукции завода – крана ДЭК‑251 обозначение не меняли. Это было оправдано тем, что данная марка была хорошо знакома как в СССР, так и за рубежом. В 80-е годы увеличилась поставка кранов ДЭК‑251 на экспорт. Краны этого типа были поставлены в 41 страну. Краны ДЭК‑251, как и их предшественники ДЭК‑25Г, пользовались заслуженным авторитетом и надежно работали и продолжают работать в самых сложных условиях, зачастую в круглосуточном режиме с максимальной загрузкой.

Наибольшее количество кранов поставлялось на стройках Минэнерго. Так что можно сказать, что эти краны внесли весомый вклад в создание энергетической базы страны. Кроме того, в Советском Союзе существовала такая практика: при сооружении крупных электростанций создавалась мощная база с подсобными предприятиями строительной индустрии, со сложившимися коллективами. После окончания основного строительства, чтобы использовать этот потенциал, кран перебазировали на сооружение крупного промышленного объекта, который возводился в данном регионе. Поэтому крупнейшие заводы в СССР также строили подразделения Минэнерго. Так были построены Заволжский моторный завод, Братский и Красноярский алюминиевые заводы, ВАЗ, КамАЗ, Чебоксарский завод промышленных тракторов, Елабужский автомобильный завод и другие известные предприятия. Краны ДЭК постоянно присутствовали на фоторепортажах с этих ударных строек. Краны ДЭК‑25Г стали неотъемлемой частью пейзажа при возведении Волжского автомобильного завода, а краны ДЭК‑251 – на строительстве КамАЗа и БАМа. Не раз попадали они и в кадры кинофильмов, снимавшихся на далеких стройках.

На протяжении пятидесяти лет 25-тонные краны составляют основную часть выпуска продукции завода. ДЭК-251 – это самый массовый продукт в истории предприятия – в январе 2021г. выпущен ДЭК-251 с «зеркальным» заводским № 7887. В России дольше выпускается только УАЗ-452 (Буханка) (с 1965г.)

Этой статьей коллектив ОАО «ЧМЗ» хотел бы отдать дань уважения советским инженерам, конструкторам, технологам, специалистам производственных подразделений, которые 50 лет назад создали машину востребованную и по сей день, выходящая из стен предприятия практически в неизменном виде. Благодаря ее надежности, неприхотливости к различным условиям эксплуатации, техническим возможностям было создано огромное количество объектов промышленного и жилого назначения, целые предприятия, объекты инфраструктуры. Судьбы многих людей и коллективов 50 лет были тесно связаны и зависели от работоспособности гусеничного дизель-электрического крана ДЭК-251, произведенного на Челябинском Механическом Заводе.

*ДЭК‑25Г гусеничный дизель-электрический кран грузоподъемностью 25 тонн с возможностью работы с грейфером созданный в 1960 году.

Благодаря электроприводу исполнительных механизмов кран мог работать как от собственной дизель-электростанции, так и от внешней сети через гибкий кабель. В качестве первичного двигателя использован дизель КДМ‑100 (впоследствии Д‑108), выпускавшийся Челябинским тракторным заводом и отлично зарекомендовавший себя на тракторах С‑100, Т‑100М, а также на других строительных машинах. Впервые в отечественной практике на кране применили однорядное роликовое опорно-поворотное устройство (ОПУ) с перекрещивающимися роликами. Кабина крановщика по современным меркам была тесновата, но она была полностью закрытой от атмосферных осадков, отделена перегородкой от машинного отделения и оснащена электрическим отопителем. Благодаря двум идентичным лебедкам кран мог работать с двухканатным грейфером емкостью 2,5 куб.м. При оснащении крюковой обоймой обе ветви стального каната запасовывались на барабаны лебедки. Крюковую обойму можно было поднимать и опускать как одним, так и одновременно двумя барабанами, что вдвое увеличивало скорость подъема и опускания груза. Неплохая грузовая характеристика была достигнута за счет удачной компоновки механизмов крана на поворотной платформе, а также благодаря развитому опорному контуру. Ширина гусеничного хода составляла 4100 мм, а длина – 4945 мм. В 1969 году ДЭК‑25Г стали выпускать в сильно обновленном виде. В соответствии с новыми тенденциями в художественном конструировании кабину крана выполнили отдельно от кузова, закрывающего механизмы, а сам кузов сделали ниже. Это зрительно уравновесило опорную ходовую и поворотную части крана. Кабина машиниста получила большую площадь остекления. Контроллеры управления грузоподъемной лебедкой переместили под пол кабины, а на эргономичном пульте разместили компактные рукоятки, валы которых соединили с валами контроллеров цепными передачами. Управление поворотом платформы осуществили при помощи командоконтроллера с двумя педалями. Все это улучшило обзор рабочей зоны с места крановщика. Кран получил привлекательный внешний вид, подчеркивавшийся яркой красно-желтой окраской машины. Кран ДЭК‑25Г выпускали на заводе до 1971 года, всего изготовили 1309 штук.



   
176
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают