Scania представила новую линейку 13-литровых двигателей внутреннего сгорания
Scania представила линейку 13-литровых двигателей внутреннего сгорания - еще более экономичных, с меньшими выбросами CO2, и работающих на биотопливе. Это новая платформа, которая создавалась отделом исследований и разработки Scania с нуля в течение пяти лет. Двигатели подойдут для различных транспортных задач, внесут существенный вклад в развитие перевозок без использования ископаемого топлива и помогут Scania сохранить лидирующую позицию до конца текущего десятилетия. Предварительно планируется, что данные двигатели появятся в России в 2023 году.
Значительное сокращение выбросов СО2
Изначально в составе новой линейки будет четыре варианта двигателей стандарта «Евро-6» с выходной мощностью 420, 460, 500 и 560 л. с. КПД новых силовых агрегатов около 50% – показатель, которого двигатели внутреннего сгорания еще не достигали. Вместе с новой коробкой передач Scania Opticruise (представленные в 2020 году модели G25CM и G33CM) и линейкой ведущих задних мостов новой конструкции, эти двигатели обеспечивают экономию до 8% топлива для общих и рефрижераторных грузоперевозок. Все двигатели могут работать на HVO (гидрогенизированном растительном масле), а две версии – на 100% биодизельном топливе FAME (из метиловых эфиров жирных кислот).
В двигателе установлены два верхних распределительных вала или нейтрализатор SCR с двойным впрыском AdBlue. Декомпрессионный моторный тормоз используется для повышения эффективности торможения.
У новой силовой платформы повышенный срок службы – не менее 2 млн километров. Максимизировать эффективность поможет гибкий график обслуживания Scania Flex, выстроенный в зависимости от режима эксплуатации. Особо важные грузовики призвана поддержать новая услуга ScaniaProCare, предусматривающая профилактическое обслуживание для гарантированно бесперебойной работы.
Конструкционные особенности
Изначально при разработке двигателя нового поколения была задана очень высокая планка, ведь существующая платформа Scania DLU многократно доказала свою эффективность при решении транспортных задач клиентов и во время сотен успешных журналистских испытаний.
«Мы сразу понимали, что необходимы два верхних распределительных вала (DOHC) в сочетании с четырехклапанной головкой цилиндров и SCR, – рассказал Магнус Хенриксон, главный инженер по проектированию рядных двигателей Scania. – Решение DOHC позволило довести дополнительную систему декомпрессионного моторного тормоза до нужного уровня эффективности. Также для системы нейтрализации (SCR) Scania с двойным дозатором мочевины требовался точный контроль клапанов с помощью верхнего распределительного вала».
Из двигателя предыдущего поколения ничего не переносилось, вся система переработана. В результате удалось в целом облегчить конструкцию. Установлены новые форсунки и оптимизированный топливный насос. Масса и прочностные характеристики коленчатого вала оптимизированы для повышения эффективности и надежности. В новой платформе Scania используются самые современные технологии, что позволило повысить срок эксплуатации на 30% по сравнению с предыдущим поколением и увеличить интервалы обслуживания.
Рабочий объем – 12,74 литра, степень сжатия — 23:1, параметры впуска и выпуска подобраны так, чтобы обеспечить хорошие показатели наполнения двигателя. С этой же целью оптимизированы турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Максимальное давление в цилиндрах в такте рабочего хода – 250 бар, что вместе с обновленной системой впрыска обеспечивает очень экономичное и эффективное использование энергетического потенциала топлива.
Двойной нейтрализатор SCR Scania
При оптимизации ДВС для повышения экономии топлива и увеличения мощности возникает риск, что высокая температура и давление в камере сгорания могут привести к превышению лимитов выбросов оксидов азота (NOx). Избежать этого позволила система двойного впрыска AdBlue в нейтрализатор SCR, впервые представленная Scania в 2020 году на новом двигателе V8.
Впрыск первой дозы AdBlue сразу после клапана моторного тормоза-замедлителя, где выхлопные газы еще очень горячие, позволяет радикально повысить эффективность их нейтрализации. Затем, как обычно, внутрь системы нейтрализации выхлопных газов впрыскивается вторая доза. К тому моменту задача уже намного проще, так как максимальный уровень NOx снижен. Сажевый фильтр, расположенный между двумя катализаторами SCR, регенерирует без последующего впрыска дополнительного топлива в выхлопную систему. Таким образом, система SCR Scania позволяет максимально эффективно использовать энергию выхлопных газов.
Система двойного нейтрализатора SCR Scania – главное, что обеспечивает экономию топлива на новых двигателях. В некоторых случаях двигатели могут показать КПД даже выше 50%, что является невероятно высоким показателем. Новая система нейтрализации выхлопных газов – очень компактное универсальное решение с гибкими возможностями установки и разными направлениями вывода выхлопной трубы. Это особенно оценят производители кузовов, которым необходимо место по бокам рамы.
Плавная работа моторного тормоза
Грузовики Scania для магистральных перевозок имеют хорошо зарекомендовавшую себя дополнительную систему торможения – ретардер. Однако для новой линейки двигателей также доступна дополнительная система декомпрессионного моторного тормоза (CRB). Если местность не слишком холмистая, технология CRB позволяет отказаться от ретардера во многих вариантах автопоездов. Это справедливо для большого числа стандартных предложений Scania и европейских клиентов.
Грузовик с новым двигателем может быть оснащен как традиционным замедлителем (заслонка на выпускном коллекторе), так и новой системой CRB и (отключаемым) ретардером R4700D, что позволяет получить новую систему торможения с превосходными показателями для самых сложных условий.
Уменьшенный расход топлива на крейсерской скорости
Грузовик, способный на крейсерской скорости держать немногим больше 900 об/мин, тратит меньше топлива. Выпущенная линейка двигателей выводит этот показатель на новый уровень. Силовой агрегат создан как интегрированный блок, в котором двигатель, система нейтрализации выхлопных газов, коробка передач и ведущая ось работают как единое целое под контролем систем управления с уникальными возможностями.
С этой целью Scania представляет новую заднюю ось с высоким передаточным числом, где максимальный показатель – 1,95:1. Грузовик будет в норме стремиться держать 12-ю передачу, так как она обеспечивает прямую передачу мощности и минимальные потери в трансмиссии. Ускоренная передача используется только при подходящих условиях. Хотя, вероятно, что для экономии топлива переключение передач будет происходить чаще, чем привыкли некоторые водители.
«Представленная в прошлом году новая коробка передач Scania Opticruise открыла для нас новые возможности, — поясняет Магнус Хенриксон. — В ней более широкий диапазон скоростей, прямая 12-я передача и ускоренная передача, что позволило снизить обороты двигателя на крейсерской скорости. Вместе с уменьшенным передаточным числом заднего моста это дает возможность экономить до 8% топлива».
Коробки передач Scania Opticruise нового поколения с широким диапазоном скоростей позволяют поддерживать большой крутящий момент при небольшом числе оборотов с низкими передаточными числами заднего моста.
Первая модель в линейке новых задних мостов – R756 доступна с восемью вариантами передаточных чисел, самое низкое из которых – 1,95:1. Широкий диапазон передаточных чисел в коробках передач моделей G25 и G33 обеспечивает хорошие стартовые свойства даже в сочетании с низкими передаточными числами главной передачи. Однако при выборе грузовика Scania необходимо также учитывать особенности эксплуатации (средний тоннаж перевозок и уровень уклона дорог).
Новый силовой агрегат Scania будет комплектоваться девятью версиями коробки отбора мощности (КОМ), которые способны обеспечить решение любых задач клиента. Они отличаются улучшенными эксплуатационными характеристиками, меньшими потерями на трение и большой гибкостью с точки зрения компоновки. Они принудительно смазываются от системы смазки коробки передач, что делает их пригодными для работы в сложных условиях, например, с гидравлическими насосами.