Автомобили на природном газе сэкономят перевозчикам свыше 2,2 млн рублей ежегодно

  14/05/2025 14:36

Использование автотранспортных средств на альтернативном топливе для коммерческих грузоперевозок началось в России с конца нулевых годов XXI века. Сначала это были автомобили на сжиженном нефтяном газе (СНГ), позже – природном, в первую очередь, метане.

Несмотря на отсутствие официальной статистики, ежегодно к концу 2020-х годов российский парк автомобилей на альтернативном топливе стал прирастать на 30-40 тыс. единиц и к настоящему времени насчитывает уже около 350-400 тыс. Согласно энергетической стратегии РФ, утвержденной в апреле 2025 года, объемы потребления метана в качестве моторного топлива по итогам 2023 года составили 2,19 млрд куб. метров. В 2030 году эта цифра увеличится до 6,7-9 млрд куб. метров и до 21,3-29,3 млрд куб. метров в 2050 году.

Таким образом, российский рынок грузовых автомобилей на альтернативном топливе демонстрирует устойчивый рост и значительный потенциал расширения. Ключевыми стимулами к этому являются: создание к началу 2020-х гг. значительной сети газовых автозаправочных станций (АГНКС) и поддержка со стороны государства (субсидии на приобретение нового оборудования и переоборудование существующих машин, льготное налогообложение, финансирование строительства АГНКС).

Вместе с тем имеются и сдерживающие факторы, среди которых недостаточная доступность специализированных сервисных центров по обслуживанию таких ТС и высокая начальная стоимость переоборудования автомобилей на газовую систему питания. Так, автомобили на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ) на 2-3 млн руб. дороже, чем машины на традиционном топливе.

Однако проведенные «Синотрак Рус» тесты показали, что технология КПГ позволяет экономить 14,13 руб./км, а СПГ – 12,59 руб./км. Таким образом, при пробеге 180 тыс. км/год экономия составит 2,55 млн руб./год на КПГ и 2,27 млн руб./год на СПГ.

«SINOTRUK является одним из пионеров создания коммерческого автотранспорта, работающего на СПГ и КПГ, и высоко оценивает перспективы дальнейшего развития этих технологий для повышения эффективности грузоперевозок. Строя долгосрочные планы присутствия на российском рынке в качестве их поставщика, компания «Синотрак Рус» развивает сеть послепродажного обслуживания автомобилей на альтернативном топливе в регионах, а также обеспечивает трансфер решений, позволяющих в короткие сроки окупить первоначальные вложения за счет снижения потребления топлива и высокой эксплуатационной готовности ТС. В совокупности эти шаги обеспечивают поддержку клиентов на всем жизненном цикле ТС, чтобы переход на альтернативное топливо был комфортным и владение таким парком приносило ожидаемую выгоду», – прокомментировал генеральный директор «Синотрак Рус» Юань Сяодун.

Центром технологий SINOTRUK для автомобилей, работающих на газе, является двигатель МТ13, разработанный на базе дизельного МС13 и адаптированный для работы на природном метане. В отличие от дизельного варианта в нем применены не алюминиевые, а стальные поршни, что повышает их жаростойкость и износостойкость при работе на газе, а также изменена конструкция камеры сгорания для оптимизации процесса горения метана. Клапаны и седла клапанов газораспределительного механизма выполнены из жаростойких сплавов, так как при работе на газе тепловые нагрузки выше, чем у дизеля. Поскольку природный газ не воспламеняется от сжатия, в двигателе используется искровая система зажигания. Для максимального КПД и снижения выбросов оптимизировано управление впрыском газа и зажиганием.

Отдельной частью работ по развитию технологий СПГ и КПГ является образовательная деятельность по подготовке сервисных специалистов. В 2024 году в тренинг центрах компании обучение в том числе обслуживанию ТС на альтернативном топливе прошло порядка 1550 человек в рамках 200 тренингов. С появлением новых продуктов в портфеле компании в этом направлении число тренингов увеличится до 220 в 2025 году. В российском представительстве концерна отмечают, что использование автомобилей на альтернативном топливе в коммерческих грузоперевозках становится особенно выгодным для ряда регионов, типов транспортных средств и конкретных направлений перевозок. Так, наиболее выгодными регионами для внедрения транспорта на альтернативном топливе являются территории с развитой сетью АГНКС и доступностью газового ресурса, в том числе Центральная Россия, южные регионы, Поволжье, Урал. Достаточное количество здесь газовых заправок позволяет минимизировать простой автомобиля в пути и оптимизировать маршруты доставки товаров. Дополнительным фактором привлекательности служит наличие собственной добычи природного газа и развитых газораспределительных сетей.

Чаще всего автомобили на альтернативном топливе используют крупные компании, осуществляющие регулярные перевозки на средние и дальние расстояния. Основными типами ТС, которым целесообразно переходить на альтернативное топливо, являются грузовики грузоподъемностью до 15 тонн, большегрузные магистральные тягачи более 15 тонн, а также автобусы для пассажирских перевозок между городами. Эти категории транспорта характеризуются высокими расходами на традиционное топливо (бензин, дизель), поэтому экономия при переходе на природный газ существенно влияет на рентабельность бизнеса.

4500
 
 

Комментарии (0)

Добавить свой комментарий:
Для офорления текста и вставки изображений используйте панель инструментов.
 

Сейчас обсуждают