110 лет Scania на дорогах России
2020 год – юбилейный для компанийScania и «Скания Русь». Ровно 110 летназад на улицы Санкт-Петербургавпервые вышел грузовой автомобильScania.
Свой пусть в России компания Scania начала с поставок в 1907-1909 годахдвух легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьевНобель, но именно 1910 год в истории Scania ознаменовался первой продажейгрузовой техники в Россию.
В том году компания выпустила всего 4 грузовых автомобиля, и один из нихотправился на экспорт в нашу страну – это была первая поставка Scania заграницу.
Новинку закупило Управление городских железных дорог Санкт-Петербурга.Автомобиль представлял собой мобильную мастерскую для обслуживаниятрамвайной контактной электрической сети на шасси грузовика Scania IL.Автомастерская была оснащена подъемной вышкой и поворотной платформой,рассчитанной на трех человек. Мощность двигателя – 24 л. с., грузоподъёмность –3,5 тонны. Привод подъема вышки и поворота платформы был ручным.Опыт эксплуатации этой модели оказался настолько удачным, что в 1911 годуУправление приобрело еще один автомобиль аварийной службы, теперь ужемарки Scania-Vabis. Новая автомастерская значительно отличалась отпредыдущей. Каркас вышки, выдвижная часть и рабочая платформа сталистальными, привод подъёма – зубчатым вместо тросового.
Обычно автомастерские работали в паре. Одна – для текущего обслуживания,вторая – для ремонта и замены оборванных проводов, она была снабженаспециальным креплением для запасных проводов и поддерживающих тросов.Ремонтные мастерские на шасси автомобилей Scania и Scania-Vabis пришли насмену машинам на шасси Delage и Idelson.
Автолестницы даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей» – ихработу по ликвидации аварии на Невском проспекте увековечил легендарныйфотограф Карл Булла, вошедший в историю как «отец российскогофоторепортажа», снимавший спуск крейсера «Аврора» на воду, сделавшийпортреты императора Николая II и Льва Толстого в кругу семьи.
Большую роль в развитии экспорта Scaniaв Россию сыграл Эрик Хедлунд,ставший в 1911 году дилером и исключительным агентом компании Scania-Vabisна территории России. Все первые автомобили Scania и Scania-Vabis закупалисьчерез Эрика Хедлунда.
Кроме автолестниц на шасси Scania, в период с 1910 по 1913 годы в Россию былапоставлена техника различного назначения: коммунальный автомобиль Scania-Vabis BLa для Водопроводной службы Санкт-Петербурга, грузовики Scania–VabisFLa грузоподъёмностью 4 и 5 тонн, а также в 1916 г. пожарный автомобильScania-Vabis для работы на территории Великого Княжества Финляндского,входившего в состав Российской Империи.