Гусеничные системы помогают фермерам решать проблему переуплотнения почв
Модельный ряд гусеничных систем для сельскохозяйственных машин постоянно увеличивается. Если в недалеком прошлом гусеничные системы ассоциировались с использованием только для комбайнов, то сейчас мы повсеместно слышим о переоборудовании тракторов гусеничным ходом. Тем не менее, прогресс не имеет точки завершения, и гусеничное оборудование для новых типов сельскохозяйственных машин продолжает появляться по всему миру с завидным постоянством.
Большинство европейских и российских аграриев используют системы гусеничного хода для повышения проходимости своих самоходных машин. Однако, исторически сложилось так, что наиболее широкое распространение гусеничные системы получили в Северной Америке. Дело в том, что именно в Северной Америке наиболее активно используется выращивание сельскохозяйственных культур по технологии no-till, что означает «не пахать», а гусеничные системы действительно помогают фермерам, практикующим no-till сохранять качество почв и повышать урожайность.
Для фермеров, применяющих технологию no-till, решение проблемы переуплотнения почв имеет особое значение. Причина понятна. Работая применяя данную технологию, аграрии не производят вспашку своих полей. Регулярное использование тяжелой техники приводит к тому, что почвы подвергаются давлению и переуплотняются в местах прохода тракторов, комбайнов, в большей степени, нежели почвы, подвергающиеся обработке, вспашке и глубокому рыхлению. Знакомы случаи, когда за 5-6 лет обработки полей по технологии no-till на технике с колесной системой почва полностью утрачивала свою структурность, а вместе с ней способность впитывать влагу и содержать воздух. Нет необходимости говорить, что такая почва абсолютно непригодна для сельскохозяйственного производства. Это несомненно.
Неблагоприятное влияние уплотнения почвы на урожайность, неполноценное развитие корневой системы растений и низкая усвояемость ими питательных веществ повсеместно вызывает растущую обеспокоенность у фермера. Даже не смотря на то, какие технологии выращивания сельхозкультур они используют, особенно с учетом продолжающегося утяжеления сельскохозяйственного оборудования.
Если после Второй мировой войны немногие сельскохозяйственные машины весили более 4,5 тонн, то сегодня тракторы весом 15–20 тонн не являются редкостью. Научные исследования, показали, что из-за глубоко уплотненных почв урожайность кукурузы и сои снижалась на 5-6% в течение 10 лет по сравнению с неуплотненным контрольным участком.
Движение сельскохозяйственной техники весом менее 10 тонн на ось обычно создаёт поверхностное уплотнение, затрагивающее верхние 15-20 см почвенного слоя, которое может быть устранено путем переоборудования сельхозтехники на гусеничный ход, что сокращает количество проходов техники по полю.
Почвоведы утверждают, что, несмотря на тот факт, что некоторые типы почв являются более стойкими к уплотнению по сравнению с другими, тем не менее, все почвы могут подвергнуться значительному уплотнению, особенно, если они подвергаются обработке, будучи влажными.
Как показывает практика, давление в шинах современной радиальной конструкции равно контактному давлению шины на почву. Трактор с давлением в шинах 0,84 кг/см² будет оказывать давление примерно 0,84 кг/см² на почву в зоне покрытия шины.
Аналогично, контактное давление гусеничного транспортного средства будет рассчитываться по общему весу в килограммах собственно транспортного средства и веса навесного оборудования, которое оно может нести на своей трёхточке, деленному на общее число квадратных сантиметров посадочной площади гусениц. Давление, создаваемое шинами в 8 раз больше давления гусеничных движителей.
«В качестве примера можно привести трактор весом 8 000 кг на гусеничном ходу, который оказывает контактное давление на почву в 0,34 кг/см², по сравнению с трактором с таким же весом на сдвоенных шинах, который обеспечивает давление на почву 1,48 кг/см². Эта разница была выявлена в наших исследованиях по уплотнению».