Снегоуборочная техника тогда и сейчас: краткий экскурс в историю
Для уборки снега используют коммунальную технику, которая подходит к поставленным задачам по-разному: разбрасывает сугробы по обочинам, плавит или же обрабатывает специальным реагентом, который в застывшем состоянии превращается в ровную нескользкую дорогу. Сегодня трудно представить зиму без снегоуборочной техники: она используется не только при очистке дорог, но и позволяет взлетно-посадочным полосам аэродромов бесперебойно работать.
Технологии с годами развиваются, и сегодня на рынке уже представлены автономные решения для уборки снега, о чем наши предки могли только мечтать. Мы подготовили небольшую подборку снегоуборочных машин: от первопроходцев до последних моделей.
Как все начиналось
Вплоть до начала XIX века уборка снега оставалась на совести владельцев домов. Первые патенты в этой области появились в 1840-е годы и представляли собой плуг, который тащит лошадей. В то же время, обязанность по уборке снега закрепилась за муниципальной властью. Тем не менее, эти устройства были недостаточно эффективными и не справлялись с последствиями сильных буранов.
С появлением машин проблема встала особенно остро и уже в 1920-х годах в США появились первые моторизированные снегоуборщики. В России большая часть грузоперевозок осуществлялась по железным дорогам и для бесперебойных поставок требовалось гарантировать чистоту дорог после сильных снегопадов, поэтому в 1936 году для уборки железнодорожных путей ввели в эксплуатацию поезд “Гавриченко”, оборудованный ножевой лопатой. В 1958 году на смену “Гавриченко” пришел более мощный и производительный первый снегоуборочный поезд ПТКБ ЦП.
Развитие спутниковых технологий значительно облегчило задачи по уборке снега, поскольку позволило предсказывать непогоду, предупреждать людей и встречать тяжелые испытания во всеоружии.
Современные решения
Сегодня снегоуборочная техника помогает бороться не только со снегом, но и со льдом. Когда стало понятно, что простого вспахивания снега недостаточно для нормального функционирования дорог, стали применять соль, чтобы снег быстрее таял. Однако это наносило урон колесам автомобилей, обуви прохожих, а также металлическим конструкциям мостов, что привело к изобретению менее опасных антиобледенительных химикатов.
Представленные на рынке решения позволяют бороться со снегом и гололедом в различных условиях. Например, для очистки взлетно-посадочных полос используют газоструйные тепловые и ветровые машины, что позволяет плавить лед и снег, даже небольшое количество которых критично сказывается на работе аэродромов.
Когда снег убран с проезжей части, его собирают и утилизируют. В зависимости от количества снега и размеров территории, создано множество вариантов снегоуборочной техники. Для погрузки снега высотой не более 2-2.5 метра чаще всего используются экскаваторы. Они собирают и утрамбовывают снег, а затем погружают в грузовик неподалеку.
У фронтального погрузчика перед полноразмерными экскаваторами есть большое преимущество: они гораздо шустрее и могут помочь с уборкой снега там, куда экскаватор не пролезет из-за своих крупных размеров.
Для более ювелирной работы в местах, куда не пробьется даже маленький фронтальный погрузчик, используют мини-экскаваторы и мини-погрузчики. Эти ребята способны развивать гораздо большую скорость, чем их полноразмерные коллеги, но не уступают им с точки зрения борьбы со снегом и могут запросто поднимать груз на высоту до 2.5 метров, чего достаточно для большинства используемых при уборке снега грузовиков.
Развитие автономных технологий - это тренд даже в области снегоуборочной техники. Так, например, в аэропорту Франкфурта уже давно используют автономные снегоуборщики с искусственным интеллектом на базе грузовика Mercedes-Benz Arocs.
В России к подобным нововведениям относятся скептически. В качестве автономных снегоуборочных машин в нашей стране уже используются мини-тракторы компании Avrora Robotics со специальным оборудованием, однако их тестирование проводится только в Рязанской области на ограниченной территории и в ночное время. Если эксперимент окажется успешным, к нему присоединятся Москва и Татарстан.
Кроме того, в январе этого года российская компания Mole представила многофункциональную гусеничную машину SCARP на радиоуправлении, которая может в том числе и очищать улицы, дворы и автодороги от снега.
Полноценные аналоги западных технологий появятся не раньше 2022 года. Именно тогда в Волгограде, Самаре, Томске, Курской, Тамбовской и Московской областях планируют протестировать беспилотные тракторы с искусственным интеллектом, которые будут убирать снег и наледи. Искусственный интеллект позволит избежать ущерба транспорту во дворах и сделает уборку снега возможной даже под автомобилями. Трактор также будет отчитываться о работе, а его введение в эксплуатацию снизит расходы на людские ресурсы.