Рынок коммунальной техники — точки роста и тренды
Замещение импорта, развивающееся под давлением санкций, спровоцировало масштабное и быстрое изменение рынка коммунальной техники.
Дестабилизирующими факторами стали удлинение логистических цепочек, рост лизинговых ставок, изменчивость валютных курсов.
Однако даже в такой непростой ситуации российские предприятия по выпуску комбинированных дорожных машин (КДМ) и мусоровозов смогли верно оценить рыночные тренды и эффективно перестроить бизнес-процессы. Как это стало возможным в условиях дефицита комплектующих и запчастей, учитывая большую долю коммунальной техники на импортных шасси, рассказала Ольга Соловьева, генеральный директор ООО «Завод КДМ».
Замещение европейского импорта
Основной тренд на рынке коммунальной техники – курс на замещение европейских машин, обслуживание которых в текущей ситуации стало довольно дорогим и сложным (а в отдельных случаях попросту невозможным) из-за нехватки запчастей, комплектующих и расходников. По этой причине у отечественных эксплуатантов возник запрос на аналогичные спецмашины на российских, китайских и белорусских базовых авто.
Если говорить о производстве КДМ, то здесь мы наблюдаем активное замещение европейских шасси китайскими. До весны 2022-го мы выпускали на базе европейских автомобилей 10% комбинированных дорожных машин (на базе МАЗ — 20%, КАМАЗ — 70%). Во втором полугодии доля КДМ на импортных — причем уже китайских — шасси составила 15%, при этом они не просто заменили технику из ЕС, но и потеснили КАМАЗ. Машины на китайских базовых автомобилях на 25-30% дешевле КДМ на европейских шасси досанкционного периода. И хотя они на 15% дороже техники на базе отечественных авто, но отличаются от нее большей грузоподъемностью, улучшенной эргономикой и современными силовыми агрегатами (двигателем и коробкой передач).
Активное применение китайских шасси при выпуске спецмашин произошло настолько стремительно, что повлекло за собой ряд правительственных мер по регулированию рынка, в частности, с 1 января 2023 года на такие машины был введен утилизационный сбор.
Быстрая адаптация
Коммунальщики также активно обновляют парки мусоровозов. Ушедшую с российского рынка технику заменяют спецмашины на китайских, белорусских и отечественных шасси. Поэтому мы постоянно расширяем линейку такой техники, чтобы удовлетворять потребности предприятий, эксплуатирующих машины в самых
разных условиях: в небольших населенных пунктах с узкими улицами, в городах без плотной застройки, из которых мусор доставляется на удаленные полигоны и т.п. Производство мусоровозов на Смоленском заводе КДМ было запущено в 2019 году. Перед этим наши специалисты внимательно изучили образцы зарубежной техники. Мы уже тогда понимали, что, используя европейские комплектующие, лучшие типы стали и при этом реализуя машины по конкурентоспособной цене, сможем создать достойную альтернативу импортным моделям, и наша продукция будет пользоваться спросом. К моменту введения санкций мы выпускали уже 9 модификаций мусоровозов. С марта 2022-го по настоящее время их количество выросло до 13. Сегодня завод производит четыре модели мусоровозов с задней загрузкой: СМ8, СМ16, СМ18, СМ22 с кузовами объемом от 8 до 23 куб. м на шасси КАМАЗ, МАЗ, JAC и Shacman. В конце прошлого года предприятие освоило производство машин на базе JAC и представило на рынке две новые модели с кузовами объемом 8 и 17,5 куб.м. Недавно в рамках форума-выставки «Чистая страна 2023» была презентована очередная модификация крупнотоннажного СМ22-02 на китайском шасси Shacman. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом: в ближайшее время выведем на рынок новую машину на базе КАМАЗ «Компас», а в первом полугодии 2023-го планируем выпустить новинки на шасси FAW, причем речь идет не только о мусоровозе, но и о КДМ. Сейчас мощности предприятия позволяют выпускать до 250 мусоровозов в год.
Самая популярная модель — универсальный среднетоннажный СМ16 с задней загрузкой с коэффициентом прессования 1:7 и бункером объемом 17,5 куб. м. Он может быть исполнен на шасси КАМАЗ, МАЗ и JAC. Машина оснащена системой пультового управления, камерами заднего вида, укомплектована портальным подъемником и загрузочным устройством, усиленным за счет использования стали Hardox 450.
Локализация и не только
Говоря о долгосрочных трендах, нельзя не отметить курс на локализацию производства, который был взят еще несколько лет назад. Мы тоже ведем работу в этом направлении. Сегодня на заводе уже используются 60% комплектующих российского производства, 40% — импортного.
Компонентная база из-за проблем с поставками пересматривается: часть европейских комплектующих заменили на российские, белорусские и китайские аналоги. Однако, например, мы используем импортную гидравлику: гидроцилиндры, гидравлические насосы и моторы из Италии, Дании до сих пор поставляются, но по другим логистическим цепочкам. На данном этапе мы не можем отказаться от них, поскольку именно они обеспечивают конкурентные характеристики наших продуктов: реальный подтвержденный коэффициент прессования 1:7, его увеличенную скорость (полный цикл прессования — 22 секунды) и другие. К тому же комплектующих и материалов,
хранящихся на наших складах, хватит на полгода производства. И тем не менее мы активно ищем им отечественную альтернативу. Кроме того, мы разработали мусоровоз с высоким процентом локализации в версии «Стандарт».
При этом нужно понимать, что снижение доли иностранных компонентов — долгосрочный процесс, требующий больших вложений. Дополнительные стимулы к его развитию может дать активизация рынка, отчасти это уже происходит. В целом рынок обещает эффективное развитие в долгосрочном периоде, и если мы говорим о стратегических перспективах сектора коммунальной и дорожной техники РФ, то они, несомненно, есть и выглядят позитивно. Аналитический центр НАФИ указывает на прирост в 2022 году производства коммунальной техники в 17%. В секторе мусоровозов наблюдается рост на 1–3% в год.
Не стоим на месте
Российским производителям еще предстоит провести большую работу, чтобы иметь возможность полностью удовлетворять растущие запросы клиентов. Хочется отметить повышение спроса на новые технологии и качественные материалы, увеличивающие срок использования оборудования. Мы постепенно уходим от применения металла в плужном оборудовании и используем композитные материалы, которые помогают продлить срок службы навесов и увеличить предельные параметры нагрузки. Кроме того, повышаются требования к техническим характеристикам техники и оборудования. Если раньше мы производили скоростные отвалы, с которыми машина могла работать на скорости 30 км/ч, то сейчас требуются КДМ, способные двигаться со скоростью до 60 км/ч — в два раза больше, чем еще несколько лет назад.
Также стоит принимать во внимание и требования к уровню коммунального обслуживания дорог и жилых территорий, которые год от года только возрастают и становятся более жесткими. Например, летом 2022 года вышел новый ГОСТ по содержанию федеральных и региональных дорог, который внес коррективы в алгоритмы использования противогололедных материалов (теперь они зависят от температуры воздуха). И производителям коммунальной техники нужно учитывать эти изменения и в соответствии с ними корректировать производственные процессы.
Вместе с тем стоит отметить и меры господдержки отрасли ЖКХ, реализованные в 2022 году. Например, снижены сроки амортизации мусоровозов с 10 до 7 лет, что позволит ускорить обновление парка техники до 2025 года и сэкономить средства на ремонте машин. Эти действия будут поддерживать развитие отрасли ЖКХ в ближайшей перспективе и способствовать формированию устойчивого спроса на коммунальную технику. В таких условиях у производственных предприятий появляются дополнительные стимулы для наращивания объемов выпуска машин и локализации автокомпонентов.