В настоящий момент барьерное ограждение бывает сделано из нескольких видов материалов - бетонное, металлическое волнообразное, тросовое. Оно имеет несколько функций, главная из которых – спасение жизней участников ДТП. Это крайне важный элемент пассивной безопасности дороги, его воровство многократно усиливает риски летальных исходов, что прекрасно осознают злоумышленники. Поэтому в прессе не так часто появляются новости о его воровстве.
Ограждение бетонного типа практически не воруют, учитывая трудоемкость процесса и отсутствие возможности сбыта, чаще всего достается металлическому ограждению. Несколько раз за год появляются новости, что 50-100 метров поперечного профиля было демонтировано и увезено злоумышленниками в неизвестном направлении.
Можно утверждать, что все подобные преступления совершаются группой лиц, так как W-образный профиль имеет длину 6 м, весит достаточно много, и в одиночку демонтаж не представляется возможным. Кроме того, необходима специализированная техника, которой, по счастью, злоумышленники часто не обладают.
Длина потерь в 50-100 метров обусловлена необходимостью действовать в темноте – больше не успеть даже при наличии опыта.
Воровать сваи-профили не имеет никакого смысла – они забиваются на глубину 1 метр или глубже специализированным оборудованием – гидравлическими сваебойными машинами или установками ( Orteco, Armivan, Gayk ) и их не вытащить быстро без экстрактора – сваевыдергивателя. Повторный монтаж ограждения длиной в 100 метров потребует в текущих ценах около 300-400 тысяч рублей, что для большинства небольших городов весьма чувствительная сумма, которую приходится тратить, урезая другие статьи бюджета.
А теперь давайте посчитаем – сколько теоретически могут “заработать” злоумышленники, превратив 100 метров дороги в опасную трассу?
Балка имеет длину 6 метров, таким образом, получается, что злоумышленник лишит государство 16 балок. При цене розничных продаж в 4000 рублей за балку, получается, что с учетом продажи невнимательному подрядчику продукции явно сомнительного происхождения и с большим дисконтом от цены новой продукции (до 2000 за балку), выходит, что за рискованную операцию злоумышленник выручит 30-40 тысяч рублей, при этом будет задействовано много техники и людей.
Но, все-таки, хочется верить, что редкость краж барьерного ограждения обусловлена пониманием его важнейшей роли, а не высокими рисками и отсутствием прибыли.