Коммунальная техника для зимнего времени
Отношение к зиме как к ситуации, близкой к экстремальной, весьма характерно для России. Кроме негативных аспектов такой подход несет в себе и несомненный положительный заряд: современные муниципальные хозяйства и управляющие компании уделяют особое внимание технике, которой в холодное время года предстоит обслуживать наши улицы и дворы, очищая их не только от всесезонного мусора, но также от нагромождения снега и ледяного покрытия.
Простой расчет показывает, что многофункциональная техника быстрее и лучше справляется с этой задачей, чем люди с лопатами; более того — уборка территории с применением современных коммунальных машин обойдется дешевле. И не в туманной долгосрочной перспективе, а уже через месяц-полтора. Ведь за время, которое рабочие потратят на уборку одной улицы, машина приведет в порядок семь или восемь.
В зависимости от своих размеров зимняя коммунальная техника подразделяется намало- и крупногабаритную. У той и у дрогой — свои области применения. Крупногабаритныемашины используются для очистки дорог, проезжей части улиц, площадей и других обширных пространств. Они создаются на базе шасси грузовых автомобилей, самосвалов, автогрейдеров, одноосных тягачей и тракторов. В свою очередь, машины применяются во дворах, на тротуарах и на узких улицах, а также на приусадебных участках, где обязательным условием является возможность маневра. Как правило, они оснащены бензиновым или электрическим двигателем — в зависимости от масштаба задач, с которыми им приходится иметь дело. Бензиновая снегоуборочная техника — более крупных габаритов; она способна отбрасывать снег на расстояние до 25 метров и эксплуатируется на больших площадях. Тогда как «электрические» версии снегоуборочных машин отлично подходят для уборки производственных площадей, тротуаров и т.д.
Плужная снегоуборочная техника очищает дороги с помощью бокового, переднего или скоростного отвала, а также заднего скребка. Снег при этом, в зависимости от типа отвала, может собираться в кучи или валы вдоль дорог.
Щеточная техника, как правило, применяется для уборки снега, который только что выпал и еще не успел уплотниться. Щеточные снегоуборщики могут следовать за плужной техникой, осуществляя своего рода «доводку». Такая техника применяется на городских улицах, в хозяйствах аэропортов и вообще на территориях с цементо-бетонным покрытием.
Роторная снегоуборочная техника разделяется на несколько подвидов. Плужно-роторная техника оборудована плугом с одним или двумя встроенными роторами. Такие машины очищают от снега тротуары и проезжую часть улиц, формируя снежные валики; кроме того, плужно-роторная техника применяется для уборки железнодорожных путей. Она способна расчистит заносы высотой до двух метров.
Фрезерно-плужная техника убирает снежный покров высотой до 35 см. Фрезерно-роторные снегоуборочные машины убирают снежные валы или слежавшийся снег, отбрасывая его в сторону или сгружая в машину. Такая техника применяется при уборке завалов, достигающих трехметровой высоты. Шнекороторное оборудование, способное отбрасывать снег в сторону на расстояние до тридцати метров, используется для уборки снежных валов, остающихся после работы плужной снегоуборочной техники.
Главная тенденция в создании коммунальной техники вообще и зимней в частности — стремление к универсальности. На одно и то же шасси может навешиваться самое разное оборудование. Такового насчитывается более ста видов. Одна и та же машина может использоваться для уборки снега, ремонтных работ, подметания улиц и т.д. Вместо щетки или ковша машина переоснащается снегоочистителем, бульдозерным или грейдерным отвалом — на замену навески на современных машинах в среднем тратится 15-20 минут. Множество компаний, как российских, так и зарубежных, специализируются на производстве навесного оборудования, одним из главных требований к которому остается его взаимозаменяемость и легкость монтажа (демонтажа).
Лидеры в производстве коммунальной техники — Германия, Финляндия, Швеция, США. Наибольшим спросом пользуются машины мощностью до 100 л.с., массой 5-7 тонн, с гидростатической трансмиссией. Стоит такая техника производства компаний с мировым именем (JCB, John Deere, Cat, Komatsu и др.), как правило, недешево, от одного до нескольких миллионов рублей. Тем не менее, многие муниципальные хозяйства приобретают ее, даже затягивая пояса — потому что уверенны: подобная машина не простоит на ремонте 2 из 3 зимних месяцев, а будет надежно и эффективно выполнять возложенные на нее задачи.
Но вопрос приемлемой для России цены на зарубежную коммунальную технику все-таки остается. Учитывая это, некоторые всемирно известные производители коммунальной и другой спецтехники оборудуют в Европе специальные площадки для восстановления и продажи машин. Одна из них, принадлежащая Mercedes-Benz, находится в городе Дортмунд. Широкий выбор услуг по восстановлению подержанной коммунальной техники на германском рынке предлагают и так называемые центры подержанных автомобилей Unimog (UGS), расположенные в двух городах Германии. Здесь представлены машины начиная с тех, что были выпущены в шестидесятых годах прошлого века и заканчивая автомобилямии в возрасте одного года. В этих центрах собственники коммунальной техники проводят дорогостоящий ремонт автомобилей Unimog и коммунального навесного оборудования.
Разумеется, зимняя коммунальная техника производства России и стран СНГ также имеет свои преимущества. Главные из них — ремонтопригодность,доступность деталей и сменных узлов — а также относительнаянедороговизна. Кроме Российской Федерации такая техника производится в Украине; немалое число машин для нужд коммунального хозяйства поступает в страну из братской Беларуси. Главный недостаток отечественной техники — трудность обслуживания: на смену навески на подобных машинах вполне может уйти до половины рабочего дня. Тем не менее, для конечного пользования достоинства отечественных машин, очевидно, все же важнее недостатков — и вплоть до кризиса 2008-2009 годов производство этих машин в СНГ стабильно росло, достигнув на пике цифры в 9500 машин в год.
Главный враг зимней уборки в современном городе — неоднородность ландшафта за счет разного рода препятствий, движимых и недвижимых. Это обилие припаркованных машин, крыльцо здания, выступающее иногда до середины пешеходной дорожки, разного рода рекламные конструкции... В таких условиях главным требованием к снегоуборочной технике остается ее компактность и мобильность.
О коммунальной технике фирмы KARCHER мы писали в прошлом номере журнала; в нынешнем же рассмотрим другого характерного представителя миниатюрной снегоуборочной техники — снегоуборщик Husqvarna серии ST ( ST261E 9619100-30 и ряд других моделей). Это самоходные колесные машины, оснащенные бензиновым двигателем и устойчивыми колесами с радиальными шинами X-trac, крупный рисунок протектора которых создает большую тягу. Принцип их работы основан на действии вращающегося винта, который сдвигает снег в заданном направлении, после чего он подается внутрь машины. Затем под действием воздушной струи снег выбрасывается. Подобный принцип действия называется двухступенчатой системой чистки. Она позволяет справляться даже с влажным снегом. Используемый в конструкции ротор позволяет эффективно собирать снег в снегоуборщик. Высокая надежность работы ротора обеспечивается за счет использования в конструкции шарикоподшипников. Управление снегоуборщиком осуществляется с помощью рычагов. Эргономика органов управления позволяет эффективно выполнять все манипуляции. Можно регулировать скорость движения переднего и заднего хода. Снегоуборщик Husqvarna оснащен функцией блокировки дифференциала. Функция, которая делает ведущими оба колеса, обеспечивает надежное сцепление снегоуборочной машины с поверхностью земли. С помощью рычага на панели управления можно легко менять направление выброса снега, а для работы в темноте включить галогеновые лампы. Весом от 100 до 140 кинограмм и мощностью от 5 до 8 лошадиных сил, эта техника легко управляется одним человеком и способна убирать снег там, куда более габаритные машины проникнуть просто не в состоянии — например, между машинами на парковке или на широких выступах впереди зданий. Кроме того, эти машины хорошо подходят для уборки во дворе многоэтажного дома или на приусадебном участке.
Однако для уборки более обширных пространств — например, тротуаров общей площадью в сотни квадратных метров — простого снегоотбрасывателя с мотором в руках оператора уже не достаточно. Здесь нужны другие машины. Как минимум самоходные, с большим набором функций: способные убирать слежавшийся снег, высокие сугробы и дробить ледяную корку, которой зимой нередко покрываются пешеходные дорожки. Они передвигаются сами. Их не надо толкать перед собой, достаточно просто идти за ними и выбирать траекторию движения при помощи кнопок или джойстика в зависимости от модели. Их двигатели имеют мощность от 5,5 до 13 л.с., что влияет на производительность агрегата и дальность полета выбрасываемого снега — она составляет от 5 до 15 метров. Такая возможность имеется за счет двухступенчатой системы работы агрегата, первой ступенью является зубчатый шнек, режущий снег, а второй - специальная крыльчатка, вентилятор с высокими оборотами, который и выбрасывает снег. Также самоходные снегоочистители имеют трансмиссию, которая передает вращение от двигателя к колесам или гусеницам уборщика, обеспечивая им самостоятельность передвижения. Ширина ковша, захватывающего снег, у самоходных машин больше — она может достигать 115 см. Кроме того, они оборудованы металлическим или пластмассовым желобом для выброса снега. Часто подобные машины дополнительно снабжены возможностью электрозапуска, который помогает завести агрегат после длительного пребывания при низкой температуре. Удачный пример самоходной снегоуборочной техники такого рода — снегоуборщики MTD (торговые марки Yard-Man, Bolens и Cub Cadet), производящиеся в США и Китае и весьма популярные в России благодаря сравнительно невысокой цене и доступности запасных частей.
Но, пожалуй, наиболее универсальными машинами как для зимней уборки в городе остается техника на базе погрузчиков. Они способны работать на проезжей части и тротуаре, в узких переулках и на площадях. Подобных машин производства различных компаний на городских улицах трудится немало. Для многих жителей российских мегаполисов неотъемлемой частью городского ландшафта стала ярко-желтая техника марки JCB. Эти машины в равной мере востребованы как в строительстве и ремонтных работах, так в ежедневном обслуживании муниципального хозяйства. Минипогрузчики JCB с бортовым поворотом модели ЕСО обеспечивают деликатную и одновременно эффективную работу зимой. Их кабина комфортна и эргономична, она обеспечивает оператору обзор на 270 градусов. Благодаря большому набору навесного оборудования для зимней уборки (быстро и легко заменяемого) эти машины могут решать целый ряд полезных задач. Они могут оснащаться стрелой PowerBoom, с помощью которой можно производить, например, очистку кромок невысоких крыш от сосулек. Снегоуборочный ковш объемом один-два кубометра и шириной 2130 или 2440 мм легко справляется с погрузкой довольно больших масс снега. Отвал для снега способен работать как фронтально, так и с поворотом на 30 градусов вправо и влево. Машина может также оснащаться снегоочистителем рабочей ширины 1830 или 1980 мм и диаметром заборного отверстия 635 или 915 мм; оборудованная таким образом техника отбрасывает снег на расстояние до 14м.
Большим спросом среди коммунальных хозяйств пользуются «комбинированные решения» для холодного времени года, когда отечественная машина оснащается коммунальным оборудованием импортного производства. В России немало компаний, создающих подобные вариации коммунальных зимних машин. К примеру, «Технополис», которая на шасси ЗИЛ-432932 поместила пескоразбрасыватель и снежный отвал — изделия финской фирмы Hilltip Oy. Вместимость бункера для песка — 5 куб. м, объем бака для соли — 800 л. К слову, эта финская компания предлагает большой ассортимент навесного оборудования, хорошо работающего как в реалиях русской зимы, так и всесезонного щеточного.
Если говорить о снегоуборочной технике собственно отечественных производителей подобных машин сравнительно немного. Это «Автомобили и моторы Урала» (Свердловская область), компания «Башсельмаш» (республика Башкортостан), «Транспортное машиностроение» (Саратовская область), «Северодвинский завод дорожных машин» (Архангельская область), «Авторемонтный завод «Плавский» (Тульская область) и белорусский «Амкодор». Немало коммунальных машин, эксплуатируемых в том числе и зимой, производят «Арзамасский завод коммунального машиностроения», «Курганский машиностроительный завод», «Мценский завод коммунального машиностроения» и «Екатеринбургский машиностроительный завод имени М. И. Калинина» (подробный материал об истории и технике которого мы также помещаем в нынешнем номере журнала).
Главная тенденция, которая вдохновляет авторов отечественных коммунальных решений — универсализм. Одна и та же машина, оснащаясь разными типами навески, выполняет разные функции в зависимости он времени года. Нередко сам этот принцип находит отражение и в названии моделей. Универсальная коммунальная машина «Уником» на шасси КАМАЗ4326 4х4 в зимнем варианте с навесным оборудованием (шнекоротор или навесной отвал) предназначена для очистки дорог от свежевыпавшего и слежавшегося снега, отбрасывания снежных валов, образованных другими снегоочистителями, погрузки снега в транспортное средство с помощью желоба и распределения противогололедных материалов на проезжей части автодорог. Производительность машины при уборке шнекоротором — не менее 600 тонн в час, производительность при распределении противогололедных материалов — 30 тысяч метров в час. Плотность посыпки — от 10 до 500 граммов на метр. Ширина обрабатываемой полосы при очистке снега отвалом — 2,5 м, шнекоротором — 2,4 м, при посыпке противоледным материалом — 4,6м.
Есть и более компактные решения. «Липецкий завод малых коммунальных машин» производит многофункциональную малую коммунальную уборочную машину МКМ-1904 («Чистик»). Оснащенная управляемым задними колесами и механизмом установки в нейтральное положение и блокировки поворота задних колес, она предназначена для круглогодичного выполнения работ по содержанию проезжей части, внутриквартальных и внутридомовых территорий с асфальтобетонным и гравийным покрытием, тротуаров, парков. На МКМ-1904 установлена усиленная рама, выполненная из двух стандартных рам УАЗ-3303, значительно увеличивающая ресурс машины, особенно при значительных перепадах рельефа, преодолении бордюров (поребриков) высотой до 22 см. Данная рама позволяет устанавливать среднюю щётку между передними и задними колёсами и даёт возможность работы с прицепом. В холодное время года используются передний отвал, зимняя щетка, пескоразбрасыватель.
Отечественные коммунальные службы в течение двадцатого века в качестве базы для уборочных машин использовали трактор. И сегодня такие технические решения охотно применяются муниципальными хозяйствами. Новинка, представленная в нынешнем году — универсальная всесезонная коммунально-уборочная машина на базе трактора белорусского производства МТЗ-82.1. Если раньше потребитель хотел поставить на трактор МТЗ снегороторную установку, то от фронтального погрузчика он должен был отказаться. Сейчас можно совместить это оборудование на одном тракторе. Зимой для уборки снега на МТЗ 82 на универсальную переднюю навеску устанавливается отвал, фрезерно-роторная установка, фронтальный погрузчик с набором сменных органов (ковш, челюстной ковш, вилы и т.д.), на заднюю трехточечную навеску – отвал, щетка; кроме того, можно зацепить и пескоразбрасыватель. Все устанавливаемое на трактор оборудование – быстросъемное, поэтому замена одного агрегата на другой не займет больше 5 минут.
Разумеется, коммунальные машины для холодного времени года, которые мы упомянули в данной статье, являются лишь малой частью обширного парка техники, помогающего наводить порядок в городском и приусадебном хозяйстве зимой. Но, в то же время, они вполне наглядно демонстрируют основные требования, предъявляемые к машинам такого рода муниципальными и другими хозяйствами. Это, в первую очередь, мобильность — маневренность в работе плюс возможность быстро осуществить монтаж/демонтаж навесного оборудования. Во-вторых — многофункциональность: возможность установки дополнительного оборудования, и чем больших типов — тем лучше. В-третьих (а, возможно, это и самое главное) — долговечность, надежность, способность работать при температуре воздуха от -40*С до +40*С и относительной влажности воздуха до 80%. Таковы уж погодные реалии огромной страны с множеством климатических поясов, какой является Россия. Вопрос же о выборе между отечественными и зарубежными машинами едва ли имеет универсальный ответ: он целиком зависит от опыта эксплуатирующей организации и величины его бюджета; кроме того, нюансы, касающиеся доступности запасных частей, узлов и их замены на той или иной машине, также играет здесь немаловажную роль. Конечно же, правильно подобранная для работы зимой машина сама по себе не разрешает всех проблем по содержанию города в порядке: так или иначе остаются немаловажные моменты, связанные с квалификацией персонала для работы и обслуживания техники, приобретением противоледных реагентов и смесей... И тем не менее, именно оптимально подобранная коммунальная техника для зимнего сезона остается теми самыми санями, которые, согласно известной пословице, готовят летом для того, чтобы зимой в городе было комфортно, безопасно и чисто.