Грузовики - "душа Пакистана"
Наверняка вы не знали о том, что в далеком Пакистане существует невероятная традиция орнаментального оформления грузовиков. Каждый владелец огромной машины старается превратить свой грузовик в настоящий дворец на колесах. Украшенный грузовик - гордость каждого владельца. Такие грузовики даже называют "душа Пакистана", а роспись машин превратилась в настоящее направление искусства.
Традиция живописного оформления транспорта в Пакистане берет начало еще в далеком прошлом, когда единственным средством для перевозки тяжелых грузов была обычная повозка, запряженная лошадьми. Но расписывался далеко не весь транспорт, а только повозки, перевозившие местную знать. Так, по тележке можно было понять: проехал не кто-нибудь, а богатый и уважаемый вельможа.
В 20-ых годах XX века пакистанская автобусная компания "Kohistan" воспользовалась традицией росписи, чтобы привлечь в свои автобусы пассажиров. Транспорт так и шептал бедному населению: "Почувствуй себя богачом, разъезжая в таком красивом автобусе". Говоря современным языком, эта компания сделала меткий рекламный ход для привлечения пассажиров в свои автобусы. Транспорт компании "Kohistan" стали разукрашивать в яркие цвета, обращая внимание простых пакистанцев на "удобные средства передвижения". Кстати, для росписи автобусов был специально приглашен известный тогда пакистанский творец Устад Элахи Бакша. Совместная работа мастера и художественной артели помощников принесла свои плоды: автобусная компания стала первопроходцем в художественном оформлении транспорта.
Прогресс шагал вперед, технологии совершенствовались. На смену дереву в изготовлении транспортных средств пришли пластик и металл, в дополнении к краскам стали использовать и светодиоды. Смесь прогресса и фольклорных мотивов породила еще большую колоритность и живописность. Грузовики стали не просто средством для транспортировки грузов, а еще и местом для рекламы. Они превратились в эмоциональное отражение и водителя, и художника. Сегодня, глядя на красочный грузовик, можно прочитать на нем целую историю.
В Пакистане грузовик - не просто машина. Это авто стало отражением местных традиций и ценностей. Творческий подход к оформлению своего "железного друга" - дело чести для пакистанских дальнобойщиков.
В основу росписи грузовиков ложатся самые простые и одновременно важные сюжеты. К примеру, сельские ландшафты на грузовике мысленно вернут тоскующего водителя на просторы родины. Изображение портретов любимых женщин символизирует любовь и семейный очаг, а ощущение невидимого присутствия дорогих людей сокращает время разлуки.
Иногда на грузовиках изображают портреты политических деятелей. Они, вкупе с соответствующей символикой в росписи грузовиков, направлены на укрепление духа патриотизма водителей. Можно встретить на улицах грузовики, украшенные рогами и хвостами коров (своеобразный фетиш), а можно рассмотреть и религиозную символику. Сегодня особой популярностью пользуются образы пророков. Обычно мастера рисуют их на передней части грузовика в правом верхнем углу.
Для украшения большегрузов применяется не только живопись, а также чеканка, банты, ленты и цветы. Некоторые грузовики обклеивают мозаикой, аппликацией, пишут надписи на разных языках. К слову, чтобы полностью украсить свой грузовик, пакистанскому дальнобойщику придется выложить кругленькую сумму - от 5 тыс. долларов. На оформление авто в среднем требуется от 10 до 15 дней.
Внутреннему интерьеру грузовика тоже уделяется много внимания - свой "дом" водители декорируют наилучшим образом. Крыша в кабине, как правило, деревянная. Причем, пакистанцы самостоятельно устанавливают ее вместо заводской металлической крыши. Делается это для того, чтобы в кабине было не очень жарко: ведь теплопроводность дерева ниже теплопроводности металла!
Пожелания водителя в росписи и украшении грузовика моментально превращаются в жизнь. Эффектные узоры бросаются в глаза и могут рассказать, откуда родом сам водитель. Уличные мастера кропотливо работают над созданием очередного шедевра на остановках для отдыха дальнобойщиков в разных городах: в Лахоре, в Кветте, в Карачи, в Равалпинди. Своя стилистика есть у каждого города. Например, мастера росписи из Кветта и Пешавара декорируют большегрузы деревом. Их коллеги из Равалпинди, напротив, применяют в своей работе пластик. Грузовик, который украсили в Карачи, будет светиться 24 часа в сутки. Здесь мастера предпочитают использовать для отделки авто светоотражающие элементы ("чамак патти"). В провинции Синд предлагают украшения из верблюжьей кости.
Часто дальнобойщики желают видеть на своей машине изображения птиц, лошадей и львов. Просят нарисовать кипарисы, горные изгибы и тихую гладь озера. Некоторые заказывают изображения игроков в крикет, самолетов и истребителей (сказывается влияние Афганской войны). Дальнобойщики Паштуна отдают предпочтение пейзажам. На боках их грузовиков красуются фазаны, орлы и другие птицы.
Сегодня существует множество способов и возможностей для тюнинга авто - направление не знает границ, была бы фантазия! А с фантазией у пакистанских мастеров дела обстоят хорошо. Их работа - это смесь искусства, традиций и культурного наследия. Как знать, может быть и по нашим дорогам скоро поедут грузовики, расписанные под хохлому, с изображениями матрешек и медведей?
А на этом видео вы можете увидеть как происходит процесс украшения пакистанских грузовиков:
Читать по теме: Тракторы из будущего или космическая спецтехника